ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

Преподаватели


Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
(НИУ ВШЭ)

Емонтаев

ЕМОНТАЕВ
Михаил Александрович

старший преподаватель Факультета коммуникаций, медиа и дизайна Школы дизайна НИУ ВШЭ, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2018 года, архитектор

Проект «Моя река» дает уникальную возможность студентам вузов принять участие в решении актуальных градостроительных и архитектурных задач города. Оценив контекст и изучив историю формирования прибрежных городских территорий, молодые специалисты предлагают свое видение будущего, вступая в дискурс с профессиональным сообществом. Обсуждение своих проектных решений с опытными специалистами и с коллегами из смежных областей позволяет студентам расширить взгляд на проектные задачи, изучить алгоритмы комплексного решения, что, безусловно, является бесценным опытом в образовательном процессе.

Государственный университет по землеустройству (ГУЗ)

Ильвицкая

ИЛЬВИЦКАЯ
Светлана Вальерьевна

доктор архитектуры, профессор,

заведующая Кафедрой архитектуры Архитектурного факультета

Государственного университета по землеустройству,

советник РААСН, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент РАЕН,

академик АПО, член Союза архитекторов России, член Союза журналистов Москвы

Преподаватели и студенты архитектурного факультета ГУЗ принимали активное участие в семинарах, воркшопе и конкурсах Москомархитектуры на тему «Развитие территорий, прилегающих к Москве-реке» с участием главного архитектора города Москвы С.О. Кузнецова. Студентам были предложены территории для проектирования четырех набережных города Москвы: Химкинское водохранилище, северная Строгинская пойма, Живописная улица, район Сабурово, а также набережная Яузы. Очень важно для развития студентов ГУЗ, что итоговые проекты молодых архитекторов рассмотрены в ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы», а лучшие предложения будут разрабатываться совместно с участниками проекта. Вселяет уверенность и надежду на хорошее профессиональное будущее наших студентов основная цель молодежной политики ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» — привлечение активных и талантливых студентов к проектированию в рамках реального проекта с возможностью последующего трудоустройства.
Голышев

ГОЛЫШЕВ
Евгений Анатольевич

почетный архитектор Российской Федерации

Воркшоп «Моя река» — очень важный и нужный проект. Студенты должны чувствовать связь с городом, где живут и учатся, с рекой, которая формирует градостроительный ансамбль рядом с университетом. Именно поэтому я уже не первый год курирую студентов, участвующих в этом проекте, и не первый год я получаю удовольствие от этой работы.
Петрова

ПЕТРОВА
Лариса Владимировна

кандидат архитектуры, профессор

Решение набережных — наиболее впечатляющая черта эстетического облика города и пример эколого-социальной заботы о жителях. Участие наших студентов в процессе становления будущего проекта московских набережных — уникальная возможность в активном режиме приобретения знаний проявить свои способности генерировать интересные идеи, продемонстрировать нетривиальность творческого мышления, развить умения доказательной защиты и отстаивания своего проекта в форме устного доклада. В предложенных студентами ГУЗа проектах содержатся интересные и достойные для дальнейшей проработки идеи. Само участие в проекте «Моя река» и вовлеченность студентов в процесс является весьма ценным опытом взаимодействия ВУЗов и проектных организаций, а также апробацией инновационной методики получения знаний на практической основе с элементами деловых игр.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет
(КГАСУ)

Дембич

ДЕМБИЧ
Александр Алексеевич

заведующий кафедрой
«Градостроительство и планировка сельских населенных мест»

кандидат архитектуры, заслуженный архитектор Республики Татарстан

Участие в проектном семинаре стало хорошей проверкой знаний и навыков, полученных студентами в процессе университетской подготовки на Кафедре градостроительства КГАСУ. Градостроительная подготовка студентов кафедры носит практикоориентированный характер, основывается на тщательном ресурсном анализе градостроительной ситуации и знании актуального отечественного и зарубежного архитектурно- градостроительного опыта. Студенты учатся извлекать из позитивной мировой практики интересные приемы градостроительных решений, адекватные ресурсному потенциалу места, и интерпретировать их применительно к проектным задачам. Их успешное выступление на воркшопе в Москве и является демонстрацией полученных в ходе учебы проектных навыков, способности креативно подойти к решению проектной задачи и умению работать коллективно. Все это полностью проявилось в их проектном предложении.

Московский архитектурный институт (МАРХИ)

Муратов

МУРАТОВ
Сергей Фаниевич

профессор, Кафедра «Градостроительство»

Предложенное студентами решение содержит в себе потенциал развития проблемной территории.
Моргунов

Моргунов
Андрей Константинович

профессор, Кафедра «Градостроительство»

Хочется отметить хорошую организацию воркшопа, которая позволила студентам выполнить работу на достойном уровне.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)

Данилина

ДАНИЛИНА
Нина Васильевна

доктор технических наук, заведующий кафедрой «Градостроительство»

Проект «Моя река» дал студентам уникальную возможность прикоснуться к профессиональной области практического градостроительства. Кафедра «Градостроительство» рада поддержать любую инициативу Правительства Москвы и внести свой вклад в развитие любимого города. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества и ждем новых интересных проектов!
Зайкова

ЗАЙКОВА
Елена Юрьевна

почетный архитектор Российской Федерации

Программа «Комфортная городская среда» для жителей российских городов тесно связана с новым подходом к организации общественных пространств. Горожане разного возраста и социального статуса могут с восхищением наблюдать за темпами реализации подобных проектов, когда городские парки или набережные за несколько месяцев преображаются в места, удобные для досуга, активного занятия спортом на открытом воздухе или рекреации. В этом списке «преображений» особое место занимает Москва-река в качестве объекта проектирования и нового развития территорий в разных частях столицы. Процесс проектирования главной градообразующей водной артерии Москвы — задача ответственная и очень почетная. Не только проектная практика, но и сравнение проектных предложений, уровень графического исполнения и подачи работ —
все это является реальным опытом для будущих профессионалов в области градостроительства.
Попов

ПОПОВ
Алексей Владимирович

доцент кафедры «Градостроительство»

Участие в проекте «Моя река» позволило студентам НИУ МГСУ глубоко погрузиться в реальную проектную работу, научиться работать в команде. Разработка предложенных территорий поставила перед ребятами сложные, но вместе с тем интересные с профессиональной точки зрения задачи. Приобретенный в проекте практический опыт будет отличным дополнением к компетенциям, полученным в процессе теоретического обучения.
Сорокоумова

СОРОКОУМОВА
Татьяна Владимировна

старший преподаватель кафедры «Градостроительство»

Развитие урбанистики в России — одна из главных тенденций текущего десятилетия. Создание общественных пешеходных пространств — очень важный шаг для формирования социально активного, позитивного общества. К общественным пространствам относятся и набережные главной водной артерии Москвы. ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы» каждый год привлекает заинтересованных студентов для развития концепций, направленных на преобразование прибрежных территорий. В 2018-2019 учебном году студенты НИУ МГСУ при поддержке Градплана приняли участие в разработке своих концептуальных проектов.

Московский государственный университет геодезии и картографии
(МИИГАиК)

Манукян

МАНУКЯН
Карен Валерьевич

преподаватель, магистр архитектуры

Привлечение студентов к разработке стратегий развития реки — отличная инициатива. Такой опыт позволяет им поучаствовать в решении актуальных городских проблем и познакомиться с коллегами.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

Маркварт

МАРКВАРТ
Эмиль

руководитель Программы магистратуры
«Управление проектами территориального развития»

Сама этимология топонима «Яуза», происходящая от слов «уза, связь», подсказала студентам стратегию проекта. Проект команды студентов нашей кафедры (Кафедра территориального развития им. В.Л. Глазычева) называется «Яуза наводит мосты». По их мнению, мост — это своеобразная метафора, которая отражает объединяющее начало в культурном, социальном, пространственном и экологическом смыслах. Благодаря объединению территорий вдоль набережной при реке Яуза, а также благодаря образованию уникальных смысловых зон и использованию потенциала прилегающих территорий, набережная трансформируется в особую социально-досуговую зону. Кроме того, повышается инвестиционная привлекательность не только территории набережной, но и всего района в целом. Связность территории, достигаемая за счет проекта, предложенного студентами, способствует увеличению пропускной способности данной территории и повышает уровень взаимодействия между районами вдоль обеих сторон набережной. От души поздравляем наших магистрантов с получением диплома I степени!
Кузьмин

КУЗЬМИН
Владимир

директор программы/проекта Школы дизайна ИОН РАНХиГС,
руководитель студии «Поле-Дизайн», лауреат Государственной премии РФ
(1998), премии «Золотое сечение» (2003), член Правления Некоммерческого
партнерства «Гильдия архитекторов и проектировщиков (СРО)»

Проект «Моя река» — прекрасная возможность для студентов не только продемонстрировать свои проектные навыки и применить на практике полученные знания, но что еще более важно — вглядеться в свой город, узнать, почувствовать, разобраться, чем и как он живет, изучив и пропустив через себя малую его часть, сделав себя его частью, в той же мере, что его — частью себя...
Мукосей

МУКОСЕЙ
Илья

руководитель mukosey : architecture / design / media,
креативный директор Artplay Today

Участие в проекте «Моя река» не только позволило нам как преподавателям потренировать студентов на реальном материале, но и дало всем возможность выразить свое профессиональное суждение о том, как должны развиваться в Москве прибрежные территории. Очень надеюсь, что наиболее продуманные и интересные студенческие идеи будут реализованы.
Крючков

КРЮЧКОВ
Сергей

преподаватель Школы дизайна ИОН РАНХиГС, архитектор,
директор архитектурной студии ПланАР, член МОСХ

Заросший деревьями и малолюдный западный берег Химкинского водохранилища, который сейчас воспринимается нами как заповедная природная территория, на самом деле хранит память о наиболее радикальной интервенции в природный ландшафт, какая когда-либо была предпринята на территории современной Москвы. Заполнение долины реки Химки волжской водой из Канала имени Москвы полностью перечеркнуло и прежний образ этого места, и прежний уклад его обитателей. Новое нарастало слоями: каждое десятилетие оставило свой след (30-е годы — гидроспуск Туполева, ныне известный как пляж «Плиты», 50-е — здание школы бокса и регулярный партерный парк перед ней, 70-е — гостиницу «Трудовые резервы» и т.д.). В результате на небольшом участке берега «склеен» коллаж из совершенно непохожих пространств. Мы со студентами отнеслись к этому как к ценности, и развивали парк на берегу по принципу анфилады: идя вдоль берега, последовательно переходили из одной среды в другую, находя что-то новое.
Щетинина

ЩЕТИНИНА
Анна

преподаватель Школы дизайна ИОН РАНХиГС,
профессор Международной Академии Архитектуры (МААМ),

член Союза архитекторов РФ и Союза художников РФ,
член Общероссийской общественной организации «АЛАРОС»,

руководитель Архитектурного бюро «ТЕРРА», организатор и председатель НП
«Проект Никола-Ленивец», главный архитектор проектов отеля WELNA Eco Spa
Resort (Таруса)

Река — градообразующий фактор. Под нашим контролем студенты решают многие проблемы. Важной частью работы является изучение конкретного места: исторический, социальный, географический, ландшафтно-визуальный анализы. На основании полученной информации следующий наиболее интересный и сложный этап — это создание проекта. В нем разрабатываются маршруты, которые подчеркивают особенности каждого конкретного места.


Задача студентов — сделать передовой дизайн среды.
В результате данной работы люди должны получать удовольствие эстетическое и познавательное, ведь фактически создаются новые точки притяжения — туристические маршруты.

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Колесников

КОЛЕСНИКОВ
Александр Альбертович

архитектор, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России,
советник Российской Академии архитектуры и строительных наук

Городу необходимы трансформации. На протяжении веков города меняют свои границы, функции, содержания. река в городе со временем также часто имеет свойство менять свои роли, функции и отношения с городом. В рамках студенческих проектов проект «Моя река» позволит найти новые смыслы реки, продолжив эволюции вместе с городом.
Калинина

КАЛИНИНА
Ольга Ивановна

кандидат архитектуры, доцент, сотрудник Департамента архитектуры

На наш взгляд подобные инициативы очень полезны как для развития новых идей, так и для внедрения в программу образования. Студенческие практики позволяют раскрыть талантливых студентов на вполне реальных проектах, а ощущение «причастности» к изменениям очень зажигают молодые умы. такие события становятся уникальными — ребята получают шанс высказаться и проявить свои способности. «Моя река» — отличная инициатива для развития города и рождения новых идей.